Ямало-ненецкий окружком

коммунистической партии Российской Федерации

     
В Салехарде прошел митинг в память трагических событий 3-4 октября 1993 года

В Салехарде прошел митинг в память трагических событий 3-4 октября 1993 года

4 октября в Салехарде у памятника В.И. Ленину состоялся митинг в память трагических событий 3-4 октября 1993 года.

Русский мир восстанавливается! В Кремле подписаны договоры о вступлении в состав России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей

Русский мир восстанавливается! В Кремле подписаны договоры о вступлении в состав России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей

Договоры о принятии в состав РФ четырех новых субъектов - Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей подписаны в пятницу в Кремле президентом РФ Владимиром Путиным и руководителями этих регионов.

Первый секретарь Ямало-Ненецкого окружного отделения КПРФ Елена Кукушкина о своей рабочей поездке  в Донецкую Народную Республику

Первый секретарь Ямало-Ненецкого окружного отделения КПРФ Елена Кукушкина о своей рабочей поездке в Донецкую Народную Республику

Первый секретарь Ямало-Ненецкого окружкома КПРФ, депутат Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Кукушкина и первый секретарь Салехардского горкома КПРФ, помощник депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Людмила Журавлева 25-27 сентября...

Г.А. Зюганов: Советская власть была права!

Г.А. Зюганов: Советская власть была права!

8 сентября в ИА «Интерфакс» прошла пресс-конференция Г.А. Зюганова на тему: «Залог Победы – сильная экономика и социальная справедливость! Программные предложения КПРФ». Трансляция конференции была неожиданно прервана американским видео-сервисом Ютуб, якобы, за нарушение его правил.

Г.А. Зюганов: С Днём знаний!

Г.А. Зюганов: С Днём знаний!

День знаний — это близкий и родной для каждого из нас праздник. Миллионы первоклассников от Камчатки до Калининграда, от Мурманска до Севастополя делают сейчас первые робкие шаги к взрослой жизни. И каждый из нас вспоминает, как делал когда-то эти важнейшие и трогательные шаги своей жизни.

  • В Салехарде прошел митинг в память трагических событий 3-4 октября 1993 года

    В...

    октября 2022-го
  • Русский мир восстанавливается! В Кремле подписаны договоры о вступлении в состав России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей

    Русский...

    октября 2022-го
  • Первый секретарь Ямало-Ненецкого окружного отделения КПРФ Елена Кукушкина о своей рабочей поездке  в Донецкую Народную Республику

    Первый...

    сентября 2022-го
  • Г.А. Зюганов: Советская власть была права!

    Г.А....

    сентября 2022-го
  • Г.А. Зюганов: С Днём знаний!

    Г.А....

    сентября 2022-го

Правда и ложь о великой стройке XX века №501

Крайний север - край суровый, далёкий от цивилизации. Но название Надым встречается  на русских картах с конца XVII века. И каково же было удивление первопроходцев, которые по решению партии и комсомола приехали в 1966 году разрабатывать «Медвежье» месторождение нефти и газа, когда в диком, никому неизвестном краю они увидели железную дорогу, о которой никто не знал.

А началось всё после подведения итогов и уроков Второй мировой войны. Тогда выяснилось, что север Советского Союза практически не прикрыт. Началась эра атомных бомб, выявился новый потенциальный противник в лице США, а самый короткий путь к нам в Россию был через Ледовитый океан. Фашистская Германия своим военно-морским флотом всячески пыталась во времена ВОВ парализовать нормальную слаженную работу Советского севера. Германский крейсер «Адмирал Шеер» в 1942 году пытался напасть на посёлок Диксон. В водах Северного ледовитого океана погиб ледокольный пароход «Александр Сибиряков», и многие, многие рассказы, которые передавалось из уст в уста жителями тундры о том, что в Обской губе всплыл кит и из него вышли люди. (Есть версия, что это была немецкая подводная лодка. Возможно вымысел). В связи с чем Советским правительством было принято решение построить трансполярную стратегическую железнодорожную  магистраль Чум – Салехард – Игарка. С перспективой строительства дороги дальше в восточном направлении, вдоль Советского севера с выходом на берега реки Лена через Магадан до берегов Охотского моря. Идея заключалась в том, чтобы была возможность переброски войск и грузов круглогодично, что в те годы не мог обеспечить северный морской путь, который работал только в период навигации.

Строительство этого мега проекта того времени в 1947 году было поручено ГУЛЖДС (Главному Управлению лагерей железнодорожного строительства) МВД СССР. Таким образом на стройке века оказались заключённые. Вместе с ними в этих краях работали и вольнонаёмные специалисты, инженеры и рабочие обслуживающего персонала.

В августе 1952 года было открыто не только рабочее, но и пассажирское движение поездов с проводником и чаем от Салехарда до станции Надым.

Эту работу выполняли люди, которые в основном находились в заключении.

Когда я приехал в город Новый Уренгой в 1986 году, на мой взгляд, ничего не говорило о том, что ранее в середине XX века здесь уже побывали строители, которые возводили насыпь, строили мосты через реки и укладывали железнодорожное полотно. Но в том же 1986 году меня на МАЗ-537 отправили привезти груз со стороны посёлка Пангоды, это в 100 километрах от Нового Уренгоя на запад, и каково же было моё удивление, когда я увидел полуземлянку, встроенную в берег ручья (остатки этого сооружения стоят до сих пор). Любопытство взяло верх, и после осмотра этого сооружения меня посетила мысль о том, что здесь уже были люди и давно. После этого меня заинтересовала история края, в котором я добровольно живу и работаю уже 35 лет.

Общаясь со старожилами, выяснилось, что мы живём и работаем в краю, где проходит «Мёртвая дорога», строительство которой началось в 1947 году и было брошено после смерти И.В. Сталина в 1953 году.

После развала СССР в прессе, если не изменяет память, в газете треста «СевСтройПуть», появилась заметка «Последний начальник». В этой статье, один из руководителей строительства сказал, что для выполнения задания партии и правительства хватило бы 10 тысяч комсомольцев-добровольцев, вместо этого они зарыли в землю десятки, а может и сотни тысяч заключённых. После этого эту тему неоднократно мусолили, об уничтоженных заживо заключённых. Даже были воспоминания очевидцев о том, что построили заключённых, зачитали им приказ о том, что они все амнистированы, охрана села на машины и уехала, оставив ворота лагеря открытыми.

Но здесь явно вырисовывалась одна нестыковка. Я работал в системе транспортного строительства. Мы работали в тех же самых карьерах, с которых заключённые возводили насыпь, а кладбищ и захоронений мы ни разу не нашли. Мы своим предприятием строили дороги на все четыре стороны света, куда могла уехать охрана, лично мне не понятно.

Прошли года, и появилась возможность благодаря построенным дорогам посетить остатки одного из лагерей, расположенного в 50 километрах от Надыма в сторону Салехарда.  На разъезде «Щучий»  сейчас силами энтузиастов пытаются сделать мемориальную зону, посвящённую памяти жертв Сталинских репрессий. Возможно это правильно, потому что действительно были невинно осужденные люди, особенно после Великой Отечественной войны, которые в силу определённых обстоятельств не смогли доказать свою невиновность. А все ли осужденные были «жертвами»? Хочу поделится своими познаниями о людях, которые строили эту «мёртвую дорогу».

На входе в лагерь стоит информационная табличка о том, что это лагерный пункт №93 является рабочим городком. В этом рабочем городке содержалось 300 заключённых. Далее на таких же стендах размещены воспоминания заключённых, охранников и вольнонаёмных работников о том, как они не все смогли выжить здесь, практически в нечеловеческих условиях. Даже организаторы «мемориала», пытаясь убедить нас в зверствах Советской власти, указали, что на территории лагеря был штрафной изолятор, то есть в тюрьме была ещё одна тюрьма!

Бывший заключённый Сновский А.А. вспоминает, что на работу их водили пятёрками, вокруг конвой,  сзади обязательно собака.

Бывшая вольнонаёмная культработница Соловьёва М.М. вспоминает о том, что питание было плохое и у заключённых и у вольнонаёмных, таких как она, которые на эту стройку приехали добровольно за пайку каши и сушёных помидор. Так же она вспоминает о том, что  на стройке сидели и работали латыши и литовцы – «двадцатипятилетники», мол, они были политические.

На единственном сохранившемся жилом бараке также установлена табличка о том, что заключённые спали на нарах размером 165 сантиметров на 60 сантиметров.

Ну что ж, попробую привести доказательства не совсем полной правды, изложенной на этих досках, пусть даже в виде воспоминаний участников событий.

Сегодня, как и раньше в тюрьмах, есть штрафной изолятор  и это никого не удивляет.

По факту разъезд «Щучий» имел несколько помещений. Сегодня сохранилась кухня, казарма, КПП, и небольшой домик с двумя входами. Полагаю, это было жилое помещение командира и его заместителя. Были и ещё несколько подобных строений, но они не сохранились, от них остался только руины. Вели хозяйственную деятельность, в лагере была сапожная мастерская, и заключённые имели возможность чинить свою одежду. Так же обязательно должна была быть баня, склад для хранения инвентаря и продуктов питания, вольеры для собак и казарма для солдат, которые охраняли пятёрки заключённых.  Проанализировав перечисленное, прихожу к выводу, что на территории этого лагерного пункта физически невозможно было разместить 300 заключённых одновременно!  В противном случае охрана осталась бы за забором вместе с собаками.

В 1947 году СССР первым в мире из стран, которые принимали участие во Второй мировой войне, отменил карточки на хлеб. И вольнонаёмная культработница, которая приехала на стратегическую стройку играть на баяне и петь песни заключённым добровольно, могла остаться у себя на малой Родине и развлекать по выходным тружеников в местном доме культуры. Не может быть, что бы вольнонаёмных кормили кашей с сушёными помидорами. А на счёт осужденных по политическим мотивам латышей и литовцев считаю необходимым напомнить о добровольческом Латышском легионе Waffen-CC! Именно эти «добровольцы» зверствовали на территории оккупированной  Советской Белоруссии.

Повторюсь, я лично и не единожды бывал на разъезде «Щучьем», в бараке не замечал таких коротких в длину и узких в ширину нар. В следующий раз обязательно замерю рулеткой.

Лично у меня давно сложилось устойчивое мнение о том, что на этой стройке отбывали наказание за свои военные преступления против Родины бывшие «власовцы», бандеровцы с Украины, лесные братья из республик Прибалтики, предатели, дезертиры, полицаи, старосты, пособники, каратели, у которых руки по локти, а ноги по колено были в крови мирных жителей, женщин, стариков, детей.  Ну  и соответственно прочие преступные элементы, которые были осуждены за убийство, воровство, грабёж, диверсии и провокации, направленные на подрыв Советской власти. Многие мне возразят, мол, осуждены эти люди были по знаменитой политической 58-ой статье. У этой статьи были 11 подпунктов!
Краткая расшифровка:
58-1 УК РСФСР — измена Родине;
58-2 УК РСФСР — вооруженное восстание;
58-3 УК РСФСР — сношение в контрреволюционных целях с иностранным государством;
58-4 УК РСФСР — оказание помощи международной буржуазии;
58-5 УК РСФСР — склонение иностранного государства к войне;
58-6 УК РСФСР — шпионаж;
58-7 УК РСФСР — вредительство;
58-8 УК РСФСР — терроризм;
58-9 УК РСФСР — диверсии;
58-10 УК РСФСР — антисоветская агитация и пропаганда;
58-11 УК РСФСР — организационная контрреволюционная деятельность.

Прочитав подпункты статьи 58, полагаю, в лучшем случае латышей и литовцев привлекли к ответственности за вредительство, терроризм и диверсии. Но надо смотреть правде в глаза, полагаю, что эти люди были осуждены за пособничество фашизму и военные преступления против мирного населения на оккупированных территориях Советского Союза.

Но в разрез со всеми ужасами предоставляемого нам «советского режима», о которых нам сообщают на  информационных табличках размещённых на разъезде «Щучий,» есть  воспоминания других участников этих событий, а также высказывания историков, изучавших архивы этой стройки века.

В городе Надым в 1998 году в возрасте 99 лет скончался один из «узников» Сталинских лагерей Кондратьев Аполлон Николаевич. В статье ««Граф» с 501 стройки – правда о быте заключённых ГУЛАГа» он рассказывает о том, что в 1942 году он попал в плен, а в конце 1945 года его арестовала Советская контрразведка «Смерш». Его судили и дали 10 лет за сотрудничество с фашистами, которое он всячески отрицал, просто хотел выжить. Поначалу свой срок отбывал во Львове. Узнав, что началась стройка на Крайнем Севере, и там применяют "зачёты", стал проситься туда.

Как жили заключенные?

По словам Аполлона Николаевича, хорошо. В одном из бараков располагались парикмахерская для зеков и вольнонаемных и сапожная мастерская. В другом была баня, в третьем — пекарня. В этих-то пустующих бараках впоследствии стали селиться молодые семьи, приехавшие строить город Надым.

Вспоминая о жизни заключенных, Аполлон Николаевич рассказывал:

— Нас почти никто не охранял. Охранники, конечно, присутствова­ли, но строгого присмотра за каждым не было. Как не было и случаев побега: летом комары загрызут, а зимой — мороз. Да и в какую сторону бежать? Кругом болота. А то, что говорят о якобы построенной на костях заключенных дороге, то это все брехня... Начальник строительства полковник Барабанов отбирал сюда физически здоровых людей. Заботился, чтобы все были накормлены и хорошо одеты. Никто не ходил в рваной одежде. Кормили хорошо. В день заключенному по­лагалось 300 г мяса, полтора кг хлеба, 220 г крупы, 25 г масла. Платили зарплату. Некоторые могли посылать деньги своим семьям. Зимой выдавали ватные штаны и телогрейки, теплое белье. Обходчикам на линии полагались оленьи дохи. В составе колонны было 1200 заключенных и около ста вольнонаемных.

Вспоминает сержант В.М. Чумак: «Одевали нас одинаково: что им шубы, шапки, так и нам. Воровства не было совсем. Готовили мы вместе. Только нам 600 грамм хлеба, им полтора кило. Мяса – по триста грамм. Мясо не свежее, в бочках, соленое. Их еще так кормили: прошли триста метров насыпи – сразу спирт, горячие булочки. Работали лопатами и тачками. Это было первые полтора года, после побега со стации Песец спирт отменили, стали одевать хуже. Питаться мы стали отдельно»

Не помню, в каком году на сосед­ней 503-й стройке в «Советской га­вани»,
- вспоминает заключённый Кондратьев А.Н. -  во время испытания рухнул новый мост. Зная о том, что я по образованию инженер-мостостроитель, администрация по распоряжению ГУЛАГа «командировала» меня туда.

Я спроектировал мост, руководил его строительством и сдал в эксплуатацию приемной комиссии. Там-то и закончился срок моего заключения. Я стал вольным человеком и мог ехать в любое место Советского Союза за исключением столиц и режимных городов. Но душа и сердце навсегда прикипели к этой земле. И я вернулся в свой лагерь вольнонаемным инженером.

В журнале «Ямальский меридиан» за декабрь 2018 года опубликована статья «Неоконченная дорога для великой страны». В ней кандидат исторических наук, член Союза писателей России Вячеслав Калинин даёт интервью Любови Котовой и раскрывает неизвестные факты строительства трансполярной магистрали.

– Вячеслав Алексеевич, откуда у вас такой интерес к Ямалу и темам 501-й и 503-й строек?

– Начнём с того, что я сам житель Ямала с почти 20-летним стажем. Работал журналистом в газете «Северная вахта», возглавлял «Радио Ноябрьск», затем перешёл в службу по связям с общественностью компании «Газпром». Всё это время интересовался историей округа и России. 501-я стройка – один из самых загадочных исторических феноменов на Крайнем Севере. Это грандиозный проект, по финансовым вложениям после Второй мировой войны – один из самых крупных, вслед за атомным. Он мог бы преобразить Ямал, север Сибири, если бы его довели до конца.

– Какими источниками информации вы пользовались при подготовке книги?
– Основную работу провёл, изучая материалы архива ЯНАО, Государственного архива Российской Федерации (Москва), где сосредоточены фонды НКВД, ГУЛАГа, Главного управления лагерей железнодорожного строительства. В Центральном музее железнодорожного транспорта РФ. Успел пообщаться и с очевидцами строительства – например, с Александром Сновским, который тоже создал несколько автобиографических произведений о жизни заключённых в лагерях.

– Удалось ли обнаружить в архивах малоизвестные факты?

 – Условия труда – ужасные. В одном из архивов отмечалась некая бригада, работники которой, находясь по пояс в ледяной воде, разгрузили баржу. Понятно, что эти люди, скорее всего, впоследствии серьёзно заболели и, возможно, умерли. Немного неожиданно было узнать, что культурно-воспитательная работа велась напрямую из ГУЛАГа. В составе Главного управления лагерей железнодорожного строительства не имелось культурно-воспитательного отдела. Организовывалось соревнование, которое называлось не социалистическим, а трудовым. За хорошие показатели существовали «бонусы»: например, за перевыполнение плана на 125% могли сократить лагерный срок на один день, за 150% – до трёх дней. Такие правила существовали не везде, поэтому осуждённые стремились перевестись из других мест заключения на Крайний Север.

– Что вам известно о бытовой стороне жизни заключенных?

- По мере развёртывания проекта вдоль трассы сооружались бараки с печками. Нормы питания были увеличенными по сравнению с лагерями неарктической зоны. В суточную пайку входило до килограмма хлеба, 50 граммов мяса, 100 граммов рыбы, растительные и животные жиры, сахар, полкило овощей, блюда из круп, макароны. Также в рационе присутствовали молоко и соки. Другое дело, что не всё это доходило до заключённых, потому что часть продуктов, судя по всему, присваивало лагерное начальство.

– Есть ли у вас своя версия происходящего в те годы?

 – Ещё 15–20 лет назад говорили, что эта стройка была затеяна, чтобы загнать политзаключённых в болота и там их и оставить. На самом деле один из мотивов проекта – защита Крайнего Севера от возможного нападения, ведь в период навигации со стороны Ледовитого океана могли прийти вражеские корабли, высадить десант и устроить катастрофу, отрезать северные земли от остальной территории страны. Второй момент – наступил ядерный век, и самый короткий путь для бомбардировщиков США в СССР пролегал как раз через Северный полюс.

В заключении хочу подвести итог! Повторюсь! Данная железная дорога имела стратегическое оборонное значение и её необходимо было построить, а не избавиться от заключённых. За их труд Советская власть применяла систему зачётов, по которым можно было себе скостить срок, выплачивалась денежное вознаграждение, которое можно было отправлять на малую Родину, чем поддержать свою семью, пока заключённый отбывал наказание за свои преступления перед Родиной.

Много не состыковок в информации о 501 стройке, но даже в своём интервью  Вячеслав Калинин ссылается на А.А. Сновского, но не говорит о том, что заключённых физически истребляли непосильным трудом.

В советских местах заключения у отбывающих наказание за преступления была возможность заработать ударным трудом прощение и вернуться домой. Лично мне кажется, кому-то очень выгодно приравнять советские исправительные лагеря к фашистским концентрационным,  где людей истребляли в газовых камерах и уничтожали в печах крематория.

Первый секретарь Новоуренгойского ГК КПРФ Александр Шмаль

Контакты

629007, г. Салехард, ул. Чубынина, д. 23
(вход с торца)
Контактный телефон: +7 (34922) 4-11-05
Электронная почта: yamal-kprf@mail.ru

Наша газета



Рейтинг@Mail.ru