Ямало-ненецкий окружком

коммунистической партии Российской Федерации

               
Геннадий Зюганов: 12 ключевых итогов 2022 года
В Новом Уренгое состоялся 6 пленум комитета Ямало-Ненецкого окружного отделения КПРФ
Очередной гуманитарный груз на Донбасс готов к отправке
Геннадий Зюганов: «Необходимо обуздать произвол в ценообразовании»

Почему коммунисты поддерживают спецоперацию? Часть 1.

Важным содержанием современной эпохи является не только классовая борьба между буржуазией и пролетариатом, но и противостояние национально-государственных тенденций  глобализму.

Что такое глобализм? Это -  политическое и философское учение о том, что разделение человечества на народы и цивилизации – есть феномен, свойственный начальным, примитивным этапам общечеловеческой истории. Согласно глобализму, чем дальше человечество – и «передовая» его цивилизация  – Запад – продвигается по пути истории, тем больше различия между  нациями и цивилизациями стираются. В конце концов все народы смешаются и сольются в едином образовании – планетарном, глобальном человечестве и станут субъектами одной, общечеловеческой культуры. Прообраз этой культуры глобалисты видят в культуре современного Запада, рассматривая ее не как одну из культур, выросших на своеобразных, психологических, ментальных, исторических основаниях, как культуры китайская, индийская, арабская, русская, а как некую универсальную культуру, которой все остальные народы должны уподобиться, если они не хотят «плестись в хвосте» мирового прогресса.

Логика глобализма подводит к выводу о ненужности государственных границ и самого статута национального государства. Философы глобализма считают, что традиционные нации-государства теряют свою естественность и становятся несостоятельными как партнеры по бизнесу.

Глобализм в качестве надстройки отражает процесс глобализации. Глобализация - это слияние национальных экономик в единую, общемировую систему, основанную на быстром перемещении капитала, новой информационной открытости мира, технологической революции, приверженности различных индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала.

Глобализация требует унификации общественного развития по капиталистическим канонам в формате однополярного мирового устройстве и на базе либерально-демократических культурно-идеологических ценностей.

Во главе современного глобалистского мироустройства стоит Запад (США и ЕС). Это основной бенефициар системы,  снимающий сливки! 

Глобализация по своему происхождению заключается в тенденции движения к универсальности, порождаемой саморасширением капитала. К. Маркс уже предвидел этот процесс. Он отмечал, что универсальность, порождаемая капиталом, всегда находится в противоречии с преградами, обусловленными самой сущностью капитала,  его искажениями, неравномерностью, поляризацией привилегированных метропольных центров и слаборазвитых сверхэксплуатируемых территорий, характеризующихся высокой степенью социального разделения, национальными барьерами и региональными иерархиями. В условиях капитализма тенденция к универсальности развивается в единстве, конфликте и взаимопроникновении с противоположной стороной, тенденцией к фрагментации, дезинтеграции.

Признаки глобализма подмечал и В. И. Ленин. В работе «Империализм и раскол социализма» (1916 г.) он говорил о «тенденции буржуазии и оппортунистов превратить горстку богатейших, привилегированных наций в «вечных» паразитов на теле остального человечества…

Сейчас так называемый "золотой миллиард" во главе с США  пытается поставить под свой контроль весь мир,  включая Россию. Цель - захват ресурсов,  территорий и дешёвой рабочей силы,  мировая политическая гегемония.

Это может быть реализовано путём мягкой силы,  то бишь через внедрение западных компаний, общественных организаций и агентов влияния в политэкономическую систему страны жертвы (Россия, страны Восточной Европы). Может быть и прямое военное вторжение в страну жертву (Югославия,  Ирак,  Ливия). Государство - жертва может попасть и в расставленные метрополией силки в виде так называемой цветной революции (Грузия,  Украина).

С моей точки зрения, глобализация - это есть империализм в современных исторических условиях. Это - фаза империализма , на которой борьба за сферы влияния в мире протекает в условиях, близких к однополярному миру. Можно сказать,  что это - коллективный империализм группы наиболее развитых стран (США,  ЕС) в отношении всего остального мира, в отличие от традиционного империализма, проводившегося отдельно взятыми державами.

А первая фаза империализма началась в последней четверти XIX в и заканчилась историческими потрясениями Первой мировой войны и Октябрьской революцией 1917 г., являясь переходом от классического капитализма к империализму.

Напомню,  что Владимир Ильич Ленин раскрыл сущность империализма в следующих чертах :

1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни;

2) слияние банкового капитала с промышленным и создание, на базе этого «финансового капитала», финансовой олигархии;

3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение;

4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир;

5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами.

Всё это конечно же происходит и сейчас... Однако формально не так,  как в начале 20 века. Сейчас уже практически нет типичных колоний.     

Напомню,  что после первой мировой войны начался кризис колониальной системы. Уже в 1918–1923 гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и др.) произошли мощные народные выступления. В большинстве колоний руководство освободительным движением взяла в свои руки национальная буржуазия, а иногда и немногочисленная интеллигенция, создавшие свои политические организации, которые возглавили борьбу за политическую самостоятельность.

В послевоенный период (вторая стадия империализма) Бреттонвудской системы кейнсианских уступок трудящемуся населению (и установленного на основе Ялтинских Соглашений геополитического международного и европейского порядка) развернулась грандиозная освободительная борьба в бывшем колониальном мире, но существовал относительный "классовый мир" в Европе и других метрополиях.

К концу 40-х гг. завоевали независимость крупнейшие колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50-х гг. — большинство стран Среднего Востока. В конце 50-х — начале 60-х гг. произошел распад колониальной системы в Африке.

Однако в промежуточный период между исчерпанием второй стадии империализма и концом Бреттонвудской системы в 1968-1971 гг. и началом третьей фазы империализма (финансовая глобализация в 1978-1979 гг.) прошла международная волна революционных потрясений (май  1968 г. во Франции, "горячая осень" 1968 г. в Италии, Португальская революция 1974 г., падение диктатур в Южной Европе в 1974-76 гг., разгром американского империализма в Индокитае в 1975 г. и т.д.), которые охватили как главнейшие капиталистические центры, так и страны "третьего мира".

Последние крупные колонии в Африке, принадлежавшие Португалии, освободились в 70-х гг. XX в., а в 1990 г. был реализован план ООН по предоставлению независимости Намибии.

Правда,  несмотря на формальную независимость,  большинство вышеперечисленных стран сейчас находится под экономическим и политическим ярмом объединённого Запада.

Запад навязал им определённую форму государственного устройства,  которую он считает единственно верной (либеральная экономика,  многопартийная система,  ВТО и т.д.). Торгуя с этими странами в условиях мировой гегемонии доллара и навязывая им неэквивалентный обмен,  Запад,  можно сказать, жёстко эксплуатирует их трудящихся и за гроши присваивает их ресурсы.

В настоящее время, кроме Запада и подчинённой ему периферии, существует также горстка "оазисов" социализма и социалистической ориентации. Это Куба, КНДР, Китай, Венесуэла, Белоруссия, Вьетнам. Также имеется несколько "государств - изгоев", проводящих самостоятельный курс на буржуазной основе (Сирия, Иран).

СССР, который жёстко противостоял западу идеологически (соблазняя пролетариат Европы и США) и геополитически (поддержка национально-освободительных движений и революций в ряде стран), как мы знаем,  был развален в том числе благодаря подрывной экономической и политической деятельности США и Европы (поддержка диссидентов,  диверсантов,   крайних националистов в Прибалтике,  на Украине, в Средней Азии и на Кавказе, навязанная гонка вооружений,  подрывная антисоветская деятельность,  организация прохода ко власти предателя и морального урода Горбачёва и т.д.).

Из-за распада СССР и соответственно соцлагеря резко ослабла мировая социалистическая система : Китай стал всё больше обуржуазиваться, неприсоединившиеся страны третьего мира стали постепенно терять свою независимость и попали под прямой диктат запада.

Кроме того,  после распада СССР началась уже прямая экспансия запада на постсоветском пространстве и на территории бывшего соцлагеря : Прибалтика,  как и большинство восточноевропейских государств вступила в НАТО, ЕС и т.д.

Правда оставалась более самостоятельная и геополитически (особенно в постельцинский период) противостоящая западу Россия и  некоторые более - менее пророссийские государства СНГ (Белоруссия,  Украина), которые не вливались в глобалистскую систему на уровне вассалов евро - американцев.

Правда,  на Украине,  ещё с конца 80-годов запад активно взращивал и финансировал националистические кадры и группировки, возбуждая там антироссийские настроения. С одной стороны,  Западу Украина была нужна для того,  чтобы прибрать к рукам её ресурсы (очень хорошие сельскохозяйственные угодья,  угольные шахты,  отличные промышленные предприятия), а с другой стороны - оторвать от России,  тем самым ослабив Россию и экономически,  и геополитически и стратегически (военные базы НАТО у наших границ). Кстати, именно с этой целью ещё в 17-20 веках Западом было искусственно создана нация "украинец" и так называемая "Украина" (означает окраина Руси) на южно-русских землях - но это отдельный вопрос...

Именно с этой целью на Украине были организованы "цветные революции" майдан и евромайдан,  во время которых общий язык нашли определённые прозападные круги крупной буржуазии,  евро - американские империалисты и созданные и обласканные обеими этими группами бандеровские националисты.

Таким образом,  майдан и Евромайдан - это инструмент для империалистического захвата Западом крупнейших частей постсоветского пространства - Украины и затем уже России.

Да,  разумеется РФ является буржуазным государством с высочайшим социальным расслоением,  огромным числом бедных людей и коррумпированным правительством,  прислуживающим буржуазии.

Правда собенность России заключается в том,  что у неё имеется очень мощный экономический, ресурсный и кадровый потенциал,  позволяющий развиваться,  не будучи сателлитом Запада. Такая ситуация фактически складывалась на протяжении столетий,  когда Россия (российская империя) прирастала землями и жёстко конкурировала с соседями (Европа,  Турция).

В связи с рядом объективных социально - экономических, географических, культурных и международных факторов,  которые я в данной статье рассматривать не буду,  так получилось,  что именно в России произошла первая в мире успешная социалистическая революция и впоследствии Россия превратилась в могущественную сверхдержаву - СССР.

И в России (а до 2014 года и на Украине, которая этнически,  исторически и культурно де факто является частью России - этот вопрос я не буду рассматривать в данной статье) до сих пор сохранилось очень сильное и влиятельное коммунистическое движение (КПРФ является второй по величине фракцией в Госдуме),  имеется богатое, до сих пор творчески развиваемое теоретическое марксистско-ленинское наследие и ещё сохранился определённый практический опыт социалистического строительства (предприятия, некоторые организации и т.д.).

Таким образом,  для Запада после уничтожения Советского Союза весьма важно прихватить к рукам Россию (и соответственно Белоруссию,  Украину),  поскольку с одной строгая здесь очень много ресурсов, а с другой стороны - сохранился мощный левый потенциал в сознании масс, который несёт в себе опасность для других буржуазных стран (во-первых, та же КПРФ проводит активную международную левую пропаганду ; во - вторых, на фоне экономических кризисов и роста численности и веса КПРФ и её сателлитов,  в России может произойти социалистическая революция, способная захлестнуть и другие страны).

Кроме того,  сейчас сложилось такие объективные условия,  что на фоне противостояния с Западом (вернее самозащиты от западной экспансии) и безусловно в своих экономических интересах Россия активно сотрудничает с социалистическими и неприсоединившимися странами,  старающимися идти самостоятельным курсом и помогает им в борьбе с евро - американской экспансией (Куба,  КНДР,  Сирия,  Белоруссия,  Венесуэла,  ряд других азиатских, южно-американских и африканских государств).

При этом основной отправной точкой своей международной политики Россия считает многополярное мироустройство,  противостоящее однополярному миру во главе с США и прочими странами Запада.

Таким образом, несмотря на то, что российское государство является капиталистическим и имеет естественно свои геополитические интересы, эти интересы не противостоят существующим островкам социализма (Россия в отличие от США не собирается свергнуть власти и изменить социально - экономическую формацию тех же Кубы и КНДР).

Как говорил В. Ленин,  империализм,  как высшая стадия капитализма есть канун социалистических революций. Однако,  такая ситуация складывалась в начале и середине 20 века,  когда происходил распад колониальной системы и революции произошли в наиболее слабых звеньях мировой капиталистической системы. В странах,  где была относительно слаба и не организована буржуазия и которые находились в состоянии войны или мощной национально-освободительной борьбы ( Россия,  Китай,  Вьетнам,  Куба,  КНДР).

Как мы видим, социалистические революции произошли (либо в виде военных переворотов либо в результате победы левых сил на выборах) в отдельно взятых государствах,  а не путём всемирной революции.

Причём, эти революции произошли в незападных государствах. В работе «О нашей революции» (1923 г.) В. И. Ленин заговорил о национальном «своеобразии» революций на Востоке, которые существенно отличаются от западных (Полн. собр. соч. Т. 45. С. 381).

Сейчас же мы живём в условиях,  как я указал выше,  третьей стадии империализма - глобализации,  когда множество стран третьего мира,  постсоветских республик и т.д. де юре свободны, но  находятся в дистанционной колониальной зависимости от запада, возглавляемого США (связаны с ним кредитными обязательствами,  их валюта привязана к доллару,  они являются рынком сбыта западной продукции и местом приложения западного капитала,  источником дешёвых ресурсов и рабочей силы для золотого миллиарда и т.д.). При этом и уровень жизни в этих странах ввиду как научно технического прогресса,  так и определённой качественной эволюции капитализма не настолько убог,  как в колониях 19 - 20 веков. Плюс эти страны полностью освоили западную культуру, приняли западную систему ценностей, частично отказавшись от своей национальной,  им навязана либеральная политическая и экономическая система,  которая существует на западе и воспринимается ими,  как нормальная и естественная. Множество пролетариев этих зависимых стран восхищаются западной массовой субкультурой,  зомбированы притягательным сладострастием примитивистских либеральных масс медиа и настроены на углубление интеграции своих государств в западный мир (миллионы как восточноевропейских,  так и евро-азиатских гастрабайтеров с радостью пашут в странах Европы и получают по их меркам весьма неплохие доходы).

Поэтому в нынешних зависимых от запада странах, в условиях мировой капиталистической глобализации, не происходят те революции,  которые были во время первой стадии империализма,  открытой Лениным.

Кроме того,  нет никаких тенденций или объективных возможностей перерастания глобализма,  как некой довольно высоко организованной системы в социализм. Наоборот,  глобализм - это один из инструментов,  с помощью которого буржуазии удалось более - менее стабилизировать систему и избежать социалистических революций (в том числе с помощью доллара и пушек мирового жандарма - США).

С моей точки зрения, для будущих возможностей социализма выгоднее существование отдельно взятых, независимых стран,  не находящихся под дистанционным глобалистским диктатом Запада (soft power), но противостоящих Западу. Социализм скорее будет построен в тех же Сирии, России, ряде африканских стран и южноамериканских стран,  нежели в государствах ЕС, США или ближневосточных сателлитах США и Великобритании. Кроме того,  противостояние США с тем же Ираном или Китаем в чём то ослабляет и расшатывает экономику этого мирового гегемона.

Б. Айо

При любом использовании материалов настоящего сайта
активная гиперссылка на наш ресурс обязательна.

Ямало-Ненецкое окружное отделение КПРФ © 2014-2024

Разработчик: ЗАО «Ронинград» © 2014-2024

Рейтинг@Mail.ru