Прежде всего, депутат-коммунист подчеркнул, что хотел бы выразить соболезнования родным и близким пассажиров самолета А-321, погибшим в этой чудовищной авиакатастрофе.
В.Н. Тетёкин отметил, что в свое время нам рассказывали сказки о прелестях рыночной экономики. В частности, нам говорили о том, что ликвидация госкомпании «Аэрофлот» и появление десятков новых авиакомпаний, будет способствовать развитию конкуренции, улучшению качества обслуживания, снижению цен на авиабилеты и т.д. и т.п. Думаю, что сегодня люди уже сыты по горло подобными либеральными россказнями.
К великому сожалению, эта трагедия в очередной раз показала, что возникшие в «лихие» 90-е годы мелкие авиакомпании не могут обеспечить безопасность авиаперевозок. Ведь эксплуатация авиатехники дело крайне дорогое. Имея парк самолетов в несколько штук, по финансовым соображениям фактически невозможно содержать самолеты надлежащим образом. Мелкие авиакомпании не могут позволить себе закупать новые самолеты, поэтому использует старые, от которых зачастую отказываются большие авиакомпании из-за сомнений в их безопасности.
Поэтому нужно срочно разгонять все эти мелкие авиационные ООО. А «Коголымавиа» относится именно к таким фирмам. Сегодня у нее всего 9 самолетов. Депутат убежден, что в российской гражданской авиации должна быть одна государственная компания. Одновременно требуется воссоздать Министерство гражданской авиации, которое бы несло всю полноту ответственности, в частности за техобслуживание, эксплуатацию, поддержание летной годности, подготовку летного и инженерно-технического персонала и т.д. Дабы предупредить визги прозападных либералов, молящихся на неприкосновенность рыночных догм, нужно обратить их внимание на то, что крупнейшая мировая авиакомпания Emirates Airline является государственной, – подчеркнул В.Н. Тетёкин.
Однако самим фактом создания госкомпании нельзя решить главной проблемы – ответственности за безопасность полетов. В России, по некоторым оценкам, более 800 самолетов наших авиакомпаний зарегистрированы в иностранных государствах. Преимущественно в оффшорах – на Бермудах и в Северной Ирландии. Только у одного из крупнейших национальных авиаперевозчиков «Аэрофлот» из 163 самолетов в российском реестре находятся всего 26 «Суперджет-100».
Нужно иметь в виду, что «прописка» самолета имеет принципиальное значение. Ибо именно страна регистрации отвечает за поддержание летной годности того или иного воздушного судна. У нас же получается, что российские уполномоченные органы не несут ответственности за состояние более чем 800 самолетов. Уже не говоря о том, что российская казна недополучает налогов от их использования. Такого нет нигде в мире, кроме как в Узбекистане и в … России.
Эта тема поднималась мной еще в 2012 году, – отметил депутат-коммунист. Тогда «Единая Россия» отклонила соответствующее протокольное поручение. Теперь мы расплачиваемся за это сотнями человеческих жизней.
Учитывая размеры нашей территории и огромные расстояния, гражданский авиационный транспорт должен иметь стратегическое значение. Сегодня же наше небо оккупировано подержанными Боингами, Эйрбасами, бразильскими Бобмардье и канадскими Эмбраерами. О каком импортозамещении и национальной безопасности можно говорить в этом случае?
Представляете, что будет, если заклятые друзья запретят лизинг этих самолетов? В стране наступит настоящий коллапс! И здесь встает вопрос о необходимости проведения структурных реформ всей российской экономики. Нужно срочно возрождать отечественную промышленность, в частности российский авиапром. Нужно дать нашей гражданской авиации отечественные самолеты, загрузив тем самым наши производственные предприятия заказами. Только обеспечив технологическую независимость, можно говорить о подлинной независимости страны.
Пресс-служба депутата Государственной Думы РФ В.Н. Тетёкина