Ямало-ненецкий окружком

коммунистической партии Российской Федерации

               
Геннадий Зюганов: 12 ключевых итогов 2022 года
В Новом Уренгое состоялся 6 пленум комитета Ямало-Ненецкого окружного отделения КПРФ
Очередной гуманитарный груз на Донбасс готов к отправке
Геннадий Зюганов: «Необходимо обуздать произвол в ценообразовании»

В.Н. Тетёкин: Отечественным нефтегазосервисам требуется поддержка государства

25 ноября 2015 года депутат Государственной Думы, член ЦК КПРФ В.Н. Тетёкин принял участие в «круглом столе» на тему: «50 лет Самотлору: будущее зрелых месторождений». Мероприятие состоялось в одном из центров нефтедобычи – в г. Нижневартовск.

В заседании участвовали ученые и специалисты нефтедобычи из целого ряда регионов России. Ход дискуссии показал, что несмотря на вполне сознательное подавление отраслевой науки, за счёт немалого числа ученых-подвижников нефтегазовая наука в России живет и развивается. В ходе «круглого стола» был сформулирован целый ряд идей, которые способны привести к сохранению и повышению уровня добычи нефти в стране.

Вместе с тем, остро ощущалась необходимость координирующего органа, который занимался бы поддержкой прорывных технологий нефтегазодобычи. Сейчас ученые зависят сугубо от благосклонности нефтяных компаний. А в условиях засилья иностранных сервисных ТНК идеи российских ученых пробиваются с огромным трудом.

Депутат В.Н. Тетёкин выступил с развернутым докладом, в котором обосновал необходимость резкого повышения государственной поддержки малых и средних нефтегазосервисных предприятий, а также защиты отечественных предприятий от недобросовестной конкуренции западных фирм.

Депутат-коммунист принял также участие в открытии выставки отечественных передовых нефтегазовых технологий.

Ниже публикуем текст выступления В.Н. Тетёкина на «круглом столе»:

«Уважаемые товарищи!

Мне приятно и почетно выступать перед собравшимися здесь специалистами высшего класса, перед людьми, которые досконально знают нефтегазовый сектор. Сразу оговорюсь, что относительно недавно занимаюсь этой проблематикой. Однако погружаюсь в нее с вашей помощью все глубже. Стратегическое значение нефтегазового сервиса для меня предельно очевидно.

Проблема, однако, в том, что в общественном сознании нефтегазовая отрасль воспринимается исключительно через деятельность добывающих компаний. О существовании такого явления как сервиса, подавляющее большинство либо не знает, либо воспринимают его как нечто второстепенное, вспомогательное по отношению к добывающим предприятиям. Причем это относится как к простому гражданину-обывателю, так и, как я подозреваю, и к тем, кто принимает ответственные решения на самом верху!

В обыденном сознании крупные нефтяные компании воспринимаются по-прежнему, как аналоги великого Главтюменьнефтегаза, которая объединяла в себе не только добычу, но и все обеспечивающие подразделения. И мало кто заметил, что никто, кроме Сургутнефтегаза, Татнефти, да Башнефти, эту уникальную конструкцию не сохранил.

Сервиса оказались на положении бедных родственников. А ведь это колоссальная сфера деятельности, которая включает бурение эксплуатационных и разведочных скважин, геофизику, исследование пластов, ремонт оборудования, дорожно-строительные работы, снабжение и многое-многое другое.

К сожалению, мало кто за пределами вашего круга знает, что расходы на сервисные работы составляют до 70% стоимости нефтедобычи. Значит, и вклад сервисов в государственную казну (а она более чем наполовину наполняется за счет нефтегазовых доходов) тоже составляет две трети от общего котла.

Откуда, однако, такая недооценка значения нефтегазосервисов? Дело в том, что это относительно новое для нашей страны явление. Вы прекрасно помните, как в середине 90-х гг. добывающие компании с подачи наших «заклятых друзей» на Западе стали активно избавляться от так называемых непрофильных активов. Подавалось это под вполне съедобным соусом: зачем тратится на содержание «обеспечивающих» подразделений, если все эти услуги можно купить. Причем на Западе. И вот такая сумятица относительно нефтесервисов в головах тех, кто принимает ответственные решения, сохраняется до сих пор.

О том, что значение сервисов незаслуженно недооценено свидетельствует тот факт, что огромный пласт сервисных работ до сих пор не выделен в отдельную отрасль и не имеет собственного кода в Общероссийском классификаторе внешнеэкономической деятельности (ОКВЭД). На первый взгляд - это формальность. Но это далеко не так. Ведь сложилась парадоксальная ситуация, когда все признаки наличия отрасли налицо, но ни в одном нормативном документе существование этой отрасли не зафиксировано. То есть она находится вне юридического поля регулирования.

Такое положение вещей противоестественно. В этой связи я недавно направил председателю правительства Д.А. Медведеву письмо о значении нефтегазосервисов и необходимости выделения их в отдельную отрасль. Лишь закрепление правового статуса отрасли предоставит нам возможности защищать и отстаивать интересы нефтегазосервисных компаний.

Да и в целом законодательство в области нефтегазодобычи имеет ряд пробелов и недостатков, которые требуется устранять. Например, в законе «О недрах» нет такого понятия, как «эксплуатация». Там есть понятие «разработка». Подразумевается, правда, что она включает в себя и эксплуатацию. Однако на практике, по мнению ряда ваших коллег, такое вольное толкование создает сложности для работы сервисных компаний. В этой связи внес необходимую поправку в закон.

Проблема в том, что в результате недопустимого невнимания со стороны государства отечественный нефтегазосервис поставлен на грань выживания. Сегодня на нашем сервисном рынке работают более 200 фирм. Но бал правят зарубежные, в первую очередь американские компании, типа «Шлюмберже» и «Халлибёртон». Их доля на рынке составляет более 40% и благодаря технологическому преимуществу продолжает прирастать. По некоторым сегментам доходит до 70-90%.

Отечественный сервис поставлен в заранее проигрышные условия. Транснациональные «Шлюмберже», «Бейкер Хьюс», «Халлибёртон» обладают в разы превосходящими финансовыми, кадровыми и, главное, технологическими ресурсами. Поэтому отечественные добывающие компании предпочитают пользоваться услугами иностранцев.

Засилье иностранных игроков вызвано еще и неоправданными привилегиями. Наши предприятия из-за безавансовой системы и длинных сроков оплаты работ (90, а то и все 120 дней) испытывают нехватку денег и вынуждены тратить оборотный капитал. Или брать дорогие кредиты, что не позволяет модернизировать производство. С зарубежными же сервисными фирмами рассчитываются через 30 дней и с использованием авансирования. Вот такой перекос. Почему-то в пользу западных конкурентов.

Засилье западных компаний достигло такого опасного уровня, что впору говорить о «шлюмберизации» как угрозе национальной безопасности. Мы же видим, что ныне основной удар западных санкций приходится по «нефтянке». Запад знает, где кощеева игла зарыта – на шельфе. 15 лет российские компании были отстранены от работ на шельфе, поэтому и оборудования собственного у нас нет. Время упущенных возможностей, расплачиваемся за которое мы сейчас. Пока санкции в этой области кусаются, но не слишком сильно. Но что будет, если американцы врубят свои возможности по полной программе. Не приведет ли это к полному параличу или хотя бы к существенному спаду нефтегазодобычи?

Что нужно делать, чтобы исправить это явно неестественное положение? Необходимо не на словах, а на деле переходить к поддержке отечественного сервиса. Поддержать отечественный нефтегазовый сервис несложно. Если на тендерах российские компании при прочих равных условиях будут отдавать предпочтение нашим фирмам, то на мировом сервисном рынке страна сможет получать до 15-20 миллиардов долларов в год.

Надо исходить еще и из того, что все технологии в мире создаются сервисными, а не добывающими компаниями. То есть именно они являются источниками новых научных и технологических разработок, двигателем научного прогресса. Поэтому ситуация в нефтегазовых сервисах должна быть в поле самого пристального внимания общества и государства.

Какими же видятся первоочередные шаги на пути повышения значения нефтегазосервисных предприятий?

1.Подготовить государственную программу ускоренного развития сферы нефтегазосервисных услуг с упором на разработку и освоение отечественных инновационных технологий и оборудования. Целью программы должно быть формирование условий, обеспечивающих снижение себестоимости нефтегазодобычи и повышение производительности труда на промыслах;

2.Принять федеральный закон, создающий условия для укрепления позиций отечественных нефтегазосервисных предприятий;

3.Подготовить дополнения к Федеральному закону от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике», направленные на государственное стимулирование ускоренного развития и кооперации предприятий нефтегазового машиностроения и нефтегазосервиса;

4.На основании пунктов 1 и 2 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» принять Постановление Правительства РФ, устанавливающего приоритет продукции и услуг российского происхождения по отношению к аналогичным иностранным товарам (услугам);

5.Ввести авансирование и сокращенные сроки оплаты работ, выполняемых малым и средним предпринимательством в сфере нефтегазосервисных услуг;

6.Добиться решения о выделении нефтесервисов в отдельную отрасль с присвоением специального кода ОКВЭД;

7.На период кризиса предоставить предприятиям нефтесервиса отсрочку по уплате налогов (НДС, НДФЛ), заключив соответствующий договор под гарантию Правительства РФ или региона с обязательством создания новых рабочих мест;

8.Внести изменение в налоговое законодательство. Налоги (НДС) платить по оплате, а не по отгрузке. В настоящее время предприятия уплачивают налоги, не получив дохода (срок расчета по договорам с Заказчиками 60-90 дней).

9.Создать условия по получению «длинных» кредитов на развитие предприятий сроком до 10 лет по льготным ставкам (до 5 %). Увеличить сроки кредитования проектов, которые помогут развить собственные технологии и модернизировать производственно-техническую базу. Необходимо остановить тенденцию по необоснованному завышению требований к финансовому состоянию заемщиков и залоговому имуществу.

10.Создать условия для увеличения количества независимых (малых) нефтяных компаний.

Все крупные державы прекрасно понимают необходимость контроля над нефтегазовым сектором. В США и Китае почти 100% нефтегазосервисного рынка принадлежит местным компаниям. Доля западных сервисов в России должна быть снижена до 3-5%.

Уважаемые товарищи!

Считаю исключительно важным, что люди, понимающие всю важность и значение нефтегазосервисов для развития страны, объединились во всероссийскую Ассоциацию нефтегазосервисных предприятий. Убежден, что ваша энергия, ваш профессионализм, ваш патриотизм будут в огромной мере способствовать тому, что мы сможем преодолеть нынешнее положение и двинемся дальше, к возрождению России как великой научно-технической, промышленной державы.

Спасибо за внимание!»

Пресс-служба депутата Государственной Думы В.Н. Тетёкина

При любом использовании материалов настоящего сайта
активная гиперссылка на наш ресурс обязательна.

Ямало-Ненецкое окружное отделение КПРФ © 2014-2024

Разработчик: ЗАО «Ронинград» © 2014-2024

Рейтинг@Mail.ru