В город белых ночей коммунист из Лабытнанги Николай Петрович Верещака отправился на поезде. Сначала добрался до столицы нашей страны, а затем в Санкт-Петербург. В дальней дороге коммуниста сопровождала его дочь Елена. Благодаря её заботе и поддержке Николай Петрович смог наполнить свои дни прибывания в Санкт-Петербурге интересными экскурсиями и яркими встречами.
Знакомство коммуниста с городом трёх революций началось с визита в Санкт-Петербургский городской Комитет КПРФ. Товарищи провели экскурсию по Комитету и откликнулись на просьбу Николая Петровича. Коммунисты северной столицы изготовили для экскурсий Николая Петровича плакаты с портретами Ленина и Сталина.
Во время путешествия Николай Петрович побывал на главных городских проспектах – Невском, Лиговском, Литейном, на набережной Фонтанки, с Васильевского острова наблюдал городские пейзажи Петропавловской крепости. Одним из первых объектов города, которые посетил коммунист стала Якорная площадь. В середине XVIII века на Якорной улице, примыкающей к площади, располагались судостроительные верфи и поселения кораблестроителей. В матросской слободе изготавливали торговые и военные суда, а также снаряжение и снасти для них. А сама площадь служила местом хранения якорей. Здесь же установлен памятник Петру I.
В февральскую революцию 1917 года на площадь вышли рабочие и моряки, выступавшие за свержение монархии. Погибших революционеров захоронили прямо на площади. Также на площади в марте 1917 года в братской могиле перезахоронили погибших во время кронштадтского восстания 1906 года, а также погибших в 1919-м и в 1921-м годах. В память этих трагических событий место до 1993 года носило имя Площади Революции.
Экскурсия в несколько часов к мемориалу «Разорванное кольцо» оставило неизгладимый след в памяти Николая Петровича. Мемориал «Разорванное кольцо» находится на берегу Ладожского озера. С этого места по льду ушла первая автомобильная колонна, которая связала осажденный, блокадный Ленинград с Большой землей. С сентября 1941 по март 1943 года по ней доставлялись грузы и вывозили людей из города. Мужественные жители города стойко выдержали 872 дня, в течение которых сообщение с остальной страной поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Жители города оказались в тяжелейших условиях. Запасы продовольствия были катастрофически ограничены, на 12 сентября 1941 года они составляли: хлеба, крупы и мяса - на 30-35 суток, жиров - на 45 суток, сахара и кондитерских изделий - на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить только до ноября, жидкого топлива - до конца сентября. В результате введенные по карточной системе нормы продовольствия стали снижаться. 1 октября 1941 года снижен в три-шесть раз хлебный паек для рабочих и инженерно-технических работников до 400 г в день, для служащих, иждивенцев и детей - до 200 г, а затем в голодный период всего 125 грам.
Особое впечатление оставила экскурсия по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Николая Петровича восхитила архитектура зданий, набережных и хитросплетения водных каналов. «Переплетение рек и каналов, мосты, которые соединяют берега - всё это создает впечатление грандиозного инженерного творения. Сложно представить, с каким трудом и настойчивостью были выкопаны и обустроены эти каналы еще в далеком прошлом».
Ключевым моментом визита в Санкт-Петербург, несомненно, стала экскурсия на легендарный крейсер «Аврора». Николай Петрович готовился к этому событию. На экскурсию коммунист отправился в куртке с эмблемой КПРФ и портретом Сталина. «Пожалуй, это самое яркое впечатление от путешествия, поделился Николай Петрович, - я был удивлен, когда мне запретили подняться на «Аврору» с портретом Сталина. Пришлось объяснять экскурсоводам и сотрудникам, что в наше время, когда остро стоит вопрос о защите исторической памяти, сохранении подлинных культурных традиций - этот факт можно расценивать как предательство. После небольших споров меня пропустили».
Свежеокрашенный крейсер впечатлил Николая Петровича. «Я восхитился каждым сантиметром легендарного крейсера, -поделился Николай Петрович. «Я прошёлся по палубе и своими глазами увидел орудия, колокол, шлюпки. Увидел несколько залов музея, где представлена история флота и быт команды, познавательная экспозиция «Штурм зимнего дворца». Я был поражен величественной форме, размерами корабля». Подводя итоги своего путешествия, Николай Петрович выразил надежду, что может быть сейчас что-то измениться в обществе, в настроении людей, и мы будем вспоминать об истории простых людей, и героизме простого человека, о характере и силе не только на День Победы, мы ведь в принципе не должны забывать историю, историю своего народа.
Елизавета Пяк