На Арктическом форуме КПРФ выступил депутат Тюменской областной Думы (по четырнадцатому (Нижневартовскому) избирательному округу) Олег Гальченко.
СЕВЕРНЫЙ ШИРОТНЫЙ КОРИДОР.
К вопросу о достройке трассы Нижневартовск-Томск.
Вот уже многие годы на территории Томской области остается нерешенной проблема достройки участка Северного широтного коридора.
Запланированный еще в конце 80-х годов прошлого столетия в СССР проект строительства магистрали Ленинград - Пермь — Ивдель — Ханты-Мансийск — Томск позволял вовлечь северные территории Томской области в освоение углеводородных богатств Западной Сибири. С появлением на карте СССР города Стрежевой в 1966 году вместе с созданием нефтепромыслового управления «Томскнефть» возникла и проблема коммуникации с Томском. Организовывать связь с «Большой землей» пришлось через ХМАО, ведь исходя из расположения населенного пункта, это было проще чем через саму Томскую область, так как Нижневартовск и Стрежевой разделяют всего лишь 68 с небольшим километра. До распада СССР этот проект завершить не успели, а после — власти стало уже не до людей. С новой силой проект стартовал только в 1998 года с подписания соответствующего соглашения между федеральной дорожной службой и всеми заинтересованными регионами по строительству моста через реку Вах который смог бы соединить Стрежевой (Томская область) с Нижневартовском(ХМАО-Югра). Строительство моста сдвинулось с мертвой точки в 2012 году после подписания соглашения между губернаторами ХМАО и Томской области и достижения договоренностей о софинансировании строительства объекта с Федеральным дорожным агентством. Мост был введен в эксплуатацию в 2016 году тем самым завершив формирование Северного широтного коридора на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
В настоящий момент полноценный запуск СШК зависит от Томской области, на которой часть необходимой трассы (от Стрежевого до Каргасока) отсутствует. В нынешних условиях этот участок проходим только зимой — около 300 км по «зимнику». Сообщение между Стрежевым и областным центром по существующей автомобильной дороге — 2,8 тыс. км в объезд через Нижневартовск, Сургут, Тобольск, Омск и Томск, при фактическом расстоянии 830 километров. Авиационное сообщение фактически недоступно для большей части населения в связи с высокой стоимостью билетов Стрежевой-Томск от 10 до12 тысяч рублей в один конец, да и то рейсы осуществляются 2-3 раза в неделю в зависимости от сезона.
Варианты трассировок недостающей части автодороги предполагали строительство 220 км новых автодорог и выполнение реконструкции 280 километров имеющихся.
Строительство недостающего участка дороги могло бы принципиально изменить логистические схемы между ЯНАО, ХМАО, другими северными регионами и Томской областью. В новых экономических условиях это становится как никогда актуально. В ближайшей перспективе данный транспортный коридор будет иметь ключевое значение в освоении и развитии Арктической зоны России, а также иметь грузообразующее значение для Северного морского пути. Трасса позволит соединить территорию Сибири и Приполярного Урала с транспортной сетью Азии. Строительство 246 километров трассы сократит протяжённость пути на 1000 километров. Это сделает доступным туристический поток жителей ЯНАО И ХМАО-Югры к Томской области и Алтаю автомобильным транспортом. Кроме того, что особенно важно для хозяйственного развития северных территорий это даст приток инвестиций и трудовых ресурсов крайне необходимых для экономического развития Сибири.
С 2021 года мной неоднократно поднимался данный вопрос перед бывшим губернатором Югры Комаровой Н.В. а также и беседе с ныне действующим губернатором в том числе и о необходимости задействования лоббистских ресурсов на уровне Правительства РФ. Однако вместо конкретных действий в последнее время появляются только популистские сообщения для прессы, которые создают видимость работы по решению вопроса.
Полагаю, что совместная работа депутатов КПРФ всех уровней может помочь решить проблему поиска необходимых средств и старту завершения проекта в кратчайшие сроки. Практическим решением видится создание межпарламентской группы депутатов от КПРФ под руководством ЦК партии, которая бы планомерно продвигала большие партийные проекты на местах, такие, например, как обозначенное здесь завершение дороги Нижневартовск-Томск. Такая группа должна состоять из региональных парламентариев под руководством депутата Госдумы и курировать важные региональные проекты как партийные.