Ямало-ненецкий окружком

коммунистической партии Российской Федерации

               
Геннадий Зюганов: 12 ключевых итогов 2022 года
В Новом Уренгое состоялся 6 пленум комитета Ямало-Ненецкого окружного отделения КПРФ
Очередной гуманитарный груз на Донбасс готов к отправке
Геннадий Зюганов: «Необходимо обуздать произвол в ценообразовании»

Елизавета Пяк: Уход за детьми с инвалидностью в районах Крайнего Севера: преодоление социальных вызовов через законодательство

Пяк Елизавета Николаевна, член Ямало-Ненецкого окружного Комитета КПРФ, первый секретарь Лабытнангского городского комитета КПРФ, депутат Думы города Лабытнанги выступила на Арктическом форуме КПРФ и внесла ряд предложений в итоговую Резолюцию Форума.

Необходимость учета периода ухода за ребенком-инвалидом в северный стаж при проживании в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях

В современных условиях социального и пенсионного обеспечения жителей северных регионов особое значение приобретает справедливое признание труда, связанного с уходом за членами семьи, нуждающимися в особом внимании и заботе. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа, где суровые климатические условия необходимо признание периода ухода за ребенком-инвалидом в северный стаж при проживании в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях лицу, осуществляющему уход.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400‑ФЗ (ред. от 28.02.2025) «О страховых пенсиях» и Постановление от 18 марта 2015 г. N 249 служат правовой основой для установления дополнительных выплат, однако на практике реализация данных норм не учитывает специфику трудовой деятельности родителей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами. Актуальность проблемы обусловлена несоответствием законодательных норм и реальных трудовых условий семей, проживающих в районах Крайнего Севера. В настоящее время периоды ухода за детьми-инвалидами не включаются в расчет северного стажа, что приводит к снижению пенсионных выплат в будущем. При этом фиксированная надбавка за наличие иждивенца-инвалида оказывается недостаточной мерой социальной поддержки, так как доплата за северный стаж, в отличие от неё, назначается на протяжении всей жизни. Это создает не только экономическую, но и эмоциональную нагрузку на родителей, которые осуществляют постоянный уход за своим ребенком.

Проблема затрагивает в первую очередь родителей детей-инвалидов. Их ежедневная борьба с болезнью ребенка в условиях Крайнего Севера сопряжена с постоянными трудностями: от климатических условий до ограниченного доступа к ресурсам и медицинской помощи.

С юридической точки зрения, деятельность по уходу за ребенком-инвалидом является трудовой деятельностью, согласно п.п. 6, ч. 1, ст. 12 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».  В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности  засчитываются: период ухода, осуществляемого за  ребенком-инвалидом. Однако в северный стаж данный период на засчитывается. Юридический анализ указывает на то, что уход за ребенком-инвалидом не может рассматриваться лишь как обязанность по содержанию иждивенца, поскольку данный процесс сопряжен с существенными трудовыми затратами и стрессовыми факторами, характерными для северных условий. Таким образом, невключение данного периода в начисление северного стажа противоречит принципам равенства и справедливости, заложенным в законодательстве.

Исходя из вышеизложенного, обоснованным является предложение о включении периода ухода за ребенком-инвалидом в расчет северного стажа для родителей, проживающих в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям.

Предлагаемые изменения позволят:

Обеспечить справедливость. Признание труда по уходу за ребенком-инвалидом в рамках начисления северного стажа будет соответствовать реальным трудовым условиям и нагрузкам, с которыми сталкиваются родители.

Гарантировать стабильность пенсионного обеспечения. Доплата за северный стаж, начисляемая на протяжении всей жизни, сможет компенсировать утрату фиксированной надбавки за иждивенца в случае утраты самого иждивенца.

Содействовать социальной защите. Введение изменений в законодательство станет важным шагом в направлении улучшения качества жизни семей, которые отдают всю свою жизнь заботе о детях с инвалидностью.

Таким образом, предлагаемое решение не только отвечает требованиям действующего законодательства, но и отражает реальные потребности населения Крайнего Севера. Признание труда по уходу за ребенком-инвалидом как части северного стажа является логичным и справедливым шагом, способствующим повышению социальной защиты и обеспеченности родителей в пенсионном возрасте.

Необходимость создания единой базы реабилитационных услуг для детей инвалидов 

Современная система социальной и медицинской поддержки детей с инвалидностью сталкивается с существенными проблемами информационного обеспечения. Родители, как основные лица, осуществляющие уход, часто остаются без доступа к актуальной информации о доступных реабилитационных услугах, что негативно сказывается, приводя к задержкам в оказании помощи, изоляции семей и ухудшению условий для развития детей. Отсутствие централизованной базы данных усугубляет проблему, поскольку информация о центрах реабилитации разбросана по различным источникам, а врачи, работающие с детьми, зачастую не владеют полной информацией о доступных реабилитационных возможностях.

Суть проблемы заключается в том, что родители детей с инвалидностью не получают своевременной и полной информации о реабилитационных центрах и услугах, предназначенных для их детей.

В ИПРА (индивидуальная программа реабилитации абилитации инвалида) документе, в котором перечислены медицинские, профессиональные и другие реабилитационные мероприятия, необходимые человеку с инвалидностью указывается исполнитель и в этой графе значится Департамент здравоохранения ЯНАО. Соответственно дальше профильный специалист должен работать, однако врачи, осуществляющие наблюдение за детьми, зачастую не информируют их о доступных учреждениях, поскольку сами не располагают необходимыми сведениями или считают, что родители уже осведомлены. Такая ситуация приводит к следующим негативным последствиям:

  • Отсутствие доступа к реабилитации. Дети не получают реабилитацию, что отрицательно сказывается на их физическом и психоэмоциональном развитии. Несвоевременная реабилитация ухудшает состояние здоровья ребенка и замедляет его интеграцию в общество.
  • Эмоциональное истощение родителей. Отсутствие поддержки родителей создают дополнительный стресс.
  • Неравенство в доступе к услугам. Родители с ограниченными ресурсами остаются в невыгодном положении по сравнению с теми, кто может позволить себе затраты времени и денег на реабилитационные мероприятия в больших городах. Например, в Тюмени или Омске.
  • Дополнительные временные затраты. Поиск информации самостоятельно требует мониторинга множества информационных ресурсов, вместо того, чтобы потратить время на ребенка или себя, родитель должен искать информацию о реабилитационных мероприятиях проводимых на территории нашего региона организуемых за счет благотворительных фондов.

Пример из практики иллюстрирует данную проблему: мать ребенка с инвалидностью в городе Тарко-Сале не была проинформирована о наличии отделения патологии речи, открытого на базе Ноябрьского ПНД в 2021 году, а осенью 2023 года в Новом Уренгое. Узнала об этом лишь в 2024 году и столкнулась с длительным ожиданием (полтора года) в очереди на реабилитацию. Очевидно, что об этом должен был сообщить профильный врач, у которого на учете состоит ее ребенок. Подобные случаи наглядно демонстрируют необходимость создания единой информационной системы.

Факторы необходимости создания единой информационной системы

Для родителей и лиц, осуществляющих уход:

  • Эмоциональный и психологический стресс. Постоянная неопределенность, чувство изоляции и отсутствие поддержки вызывают стресс и эмоциональное истощение.
  • Отсутствие четкой информации. Недостаток своевременных и структурированных данных усложняет принятие решений, что влияет на качество ухода за ребенком.

Дети-инвалиды:

  • Ограниченные возможности для полноценной реабилитации. Невозможность своевременного доступа к специализированным услугам замедляет развитие и адаптацию ребенка.
  • Ухудшение физического и психоэмоционального состояния. Отсутствие необходимой поддержки негативно сказывается на общем состоянии здоровья и возможностях интеграции в общество.

Медицинские и социальные учреждения

  • Недостаток информации для врачей. Профильные специалисты часто не располагают актуальными данными о реабилитационных центрах, что снижает эффективность их работы.
  • Нарушение коммуникации между учреждениями. Отсутствие единой базы приводит к разобщенности данных, что затрудняет взаимодействие между медицинскими учреждениями, социальными службами и родителями.

С юридической точки зрения создание единой базы данных реабилитационных услуг для детей с инвалидностью является необходимым шагом для обеспечения равного доступа к социальным и медицинским услугам:

  1. Гарантии равных прав. Родители и дети имеют право на получение своевременной информации о доступных реабилитационных услугах, что является основополагающим элементом социального равенства.
  2. Обязанность информирования. Медицинские учреждения и профильные врачи несут ответственность за информирование родителей о всех доступных возможностях лечения и реабилитации. Отказ от предоставления такой информации может рассматриваться как нарушение принципов социальной поддержки.
  3. Регулирование информационных потоков. Законодательство должно предусматривать механизм обязательного информирования о реабилитационных центрах, а создание единой базы позволит стандартизировать и централизовать этот процесс.
  4. Снижение юридических рисков. Для родителей, не получающих должную информацию, могут возникать дополнительные юридические трудности в получении бесплатной реабилитации. Единая база данных поможет снизить данные риски, обеспечивая прозрачность и доступность информации.

Предлагаемым решением является разработка и внедрение единой базы данных реабилитационных услуг для детей с инвалидностью, которая должна включать следующие ключевые элементы:

Классификация центров и услуг.

  • Разделение учреждений по типам предоставляемых услуг (медицинская реабилитация, физическая терапия, социальная адаптация, логопедия, помощь дефектологов и психологов).
  • Возможность поиска центров по категориям, что облегчит выбор наиболее подходящего варианта для конкретного заболевания или потребности ребенка.

      Профили центров по заболеваниям.

  • В каждом профиле должны быть указаны коды заболеваний по МКБ, с которыми работает учреждение. Это позволит родителям быстро находить специализированные центры по введенному коду, например, для аутизма (F84) или детского церебрального паралича (G80).

Географическая привязка и доступность.

  • Отображение местонахождения каждого центра, возможность поиска по регионам и муниципалитетам. Это важно для определения ближайшего учреждения и сокращения временных затрат на поездки.

Условия доступа и требования.

  • Подробное описание необходимых документов, критериев и условий для получения услуг. Это поможет родителям заранее подготовить необходимые документы и избежать задержек в получении помощи.

Интеграция с существующими информационными системами.

  • Использование механизмов поиска, аналогичных тем, что применяются в реестре поставщиков социальных услуг. Это включает поиск по категориям, географическому положению и коду заболевания.
  • Регулярное обновление базы данных с учетом появления новых центров, изменений в услугах и законодательстве. Обязательное самостоятельное обновление информации со стороны центров реабилитации должно стать стандартной практикой.

Информационная поддержка и оповещение.

  • Интеграция с государственными порталами, медицинскими учреждениями и социальными службами для оперативного оповещения родителей о новых возможностях.
  • Проведение информационных кампаний для повышения осведомленности родителей о существовании базы данных.

Пример из практики показывает, что подобная база способна обеспечить доступность информации о новых центрах реабилитации, таких как отделения патологии речи, открываемые в разных городах региона, и о специальных центрах, как, например, новый корпус центра социального обслуживания «Доверие» в Салехарде. В результате родители смогут оперативно получать актуальные сведения, что значительно упростит процесс получения реабилитационных услуг.

Создание единой базы данных реабилитационных центров для детей с инвалидностью является важнейшей мерой для повышения качества и доступности реабилитационных услуг.

Внедрение данного решения требует комплексного подхода с участием государственных органов, медицинских учреждений и общественных организаций. Начинать стоит с включения в базу данных центров патологии речи, а также специалистов-дефектологов, логопедов и психологов на территории ЯНАО и в каждом районе округа. Такой шаг станет залогом улучшения качества жизни детей-инвалидов и их семей, обеспечив им поддержку на всех уровнях.

Данный доклад подчеркивает неотложную необходимость систематизации информации о реабилитационных услугах, что позволит значительно упростить жизнь тысяч семей с детьми-инвалидами.

При любом использовании материалов настоящего сайта
активная гиперссылка на наш ресурс обязательна.

Ямало-Ненецкое окружное отделение КПРФ © 2014-2025

Разработчик: ЗАО «Ронинград» © 2014-2025

Рейтинг@Mail.ru